/ Упражнения и заготовки для справочников детей как форма самостоятельной работы учащихся2.4. Упражнения и заготовки для справочников детей как форма самостоятельной работы учащихся Авторский коллектив предполагает, что в результате внедрения ИИСС «Электронный географический конструктор» в учебный процесс учащиеся освоят новые формы и виды деятельности (модельное исследование, разработка макета книги, создание Справочника и др.) и обретут, в связи с этим, новый уровень самостоятельности. Достичь подобного результата в рамках традиционного подхода к обучению представляется крайне сложным. Именно для этой цели и предназначены Заготовки-шаблоны, организующие самостоятельную и проектную (как индивидуальную, так и коллективную) деятельность учеников. Заготовки-шаблоны, требуют, прежде всего, дополнения информации, её преобразования. В готовом виде эти материалы могут представлять собой продукт коллективного творчества авторов модуля, учителя, учеников (а также других пользователей) и в распечатанном виде должны иметь презентабельный продукт учебной, исследовательской и проектной деятельности. Рассмотрим подробнее каждый ресурс:Заготовка для Справочника «Ландшафты Земли» Ресурс представляет собой шаблон для создания Справочника «Ландшафты Земли». Задана возможность просмотра информационных источников и выбора из них фрагментов для заполнения шаблона со своего носителя (фото, тексты, диаграммы).В шаблоне задана рубрикация:Титульный лист. Здесь вводится авторство и время выполнения работы.Компоненты ландшафта. Задана возможность просмотра информационных источников (изображений, текста) и выбора из них фрагментов для заполнения шаблона. Так, в окно «Климат» подбирается климатограмма и текстовое описание климата. Необходимую климатограмму можно найти на сайте «Klimadiagramme weltweit»: . Для этого на физической карте, представленной на сайте необходимо нажать на точку, попадающую в зону исследуемого ландшафта, после чего появляется климатограмма, характеризующая климат данной местности. В окно «Почвы» подбирается почвенный разрез характерного типа почвы для данного ландшафта. Изображение почвенного монолита можно подобрать с сайта Центрального музея почвоведения им. В. В. Докучаева . Для этого необходимо предварительно по картам атласа определить название почвы. Если этот Справочник составляется для своей местности, то можно воспользоваться для изучения почв своей местности ИИСС «Определители для практических работ», Определитель почв. Информацию о растительности и животном мире можно подобрать с сайта энциклопедии Википедия: . И т.д.Общее описание ландшафта К выбранному ландшафту подбирается иллюстрация, которая в итоге будет размещена на странице описания ландшафта. В описании приводится требование к иллюстрации, чтобы она была не только красивой, но и содержательной. При этом указывается формат изображения (*.jpg) и его идеальный размер (300x300). Однако в качестве исходного можно использовать изображение любого размера, оно будет автоматически отмасштабировано. К иллюстрации внизу делается информативная подпись. Подбирается также в этом разделе карта данного ландшафта, размещается и даются к ней комментарии. Комментарии. В данном разделе можно оставить комментарии, которые не вошли в основные разделы Справочника. Через кнопку «Просмотр» ученик получает доступ к HTML-страницам с описанием или с изображением. Ученики сравнивают тексты и изображения между собой и, выделяя и отбирая наилучшие, заполняют шаблон справочника. Впоследствии готовый справочник может быть использован в курсах биологии (экология) и географии (ландшафтоведение, районирование Земли) для постановки учебных задач или получения структурированной информации. Работа с заготовкой позволяет сосредоточить внимание учеников на содержательной работе с материалом, обеспечивая в то же время хороший технический уровень предъявления ими готового продукта.Заготовка для справочника «Руководящие формы Земли» Реконструирование один из видов деятельности, который может быть использован в курсе географии при изучении геологического строения территории, сбора ископаемых остатков организмов, на основании которых и устанавливается возраст горных пород или условия их образования. Для каждого геологического периода учеными установлены самые распространенные живые организмы, которые обитали в то далекое время. Такие ископаемые остатки организмов, которые встречаются только в определенном горизонте получили название руководящих форм. Учащимся может быть предложена работа по составлению справочника «Руководящие формы Земли». Необходимо отметить, что подобного справочника ни для ВУЗов, ни для школ в природе не существует. Для создания такого «продукта» необходимо в литературных источниках найти типичных представителей каждой эпохи, подобрать иллюстрации, например фото из Палеонтологического музея и составить справочник.Предлагаемый шаблон представлен в форме геохронологической шкалы. Задана возможность просмотра информационных источников (изображений) и выбора из них фрагментов для заполнения шаблона. Такой Справочник в дальнейшем может быть использован для определения относительного возраста горных пород палеонтологическим методом. Для этого можно использовать найденные на экскурсиях различные породы с окаменелостями, сами окаменелости, или их фотографии. Фотографии отпечатков можно найти на следующих сайтах:Палеонтология метро - Палеонтология Москвы и Московской области - Палеонтологический институт РАН- В папке «Руководящие формы» для удобства задан минимальный набор изображений. Доступ к этой папке задан через кнопку «Обзор».Заготовка для Справочника «Этапы развития природы» Предлагаемая заготовка также связана с реконструированием истории развития природы Земли. Ресурс представляет собой шаблон для создания схемы, показывающей этапы развития природы в историческое время. Также задана возможность просмотра элементов таблицы и выбора из них в подходящей последовательности. В папке «Этапы развития природы» имеется несколько образцов изображений. Доступ к этой папке осуществляется через кнопку «Обзор». Первый раздел справочника «Этапы». В этом разделе ученики, выбирая из набора определенные процессы, начинают их выбирать в определенной последовательности, иллюстрируя их фотографии, картинками, картами и другими наглядными материалами. Весь наглядный материал выбирается из сети Интернета, книг и т.п. и вставляются из персонального компьютера ученика. И тем самым воссоздавать историю развития той или другой территории.В разделе «Комментарии» можно дать общую характеристику территории, добавить изменить процессы, происходящие на нашей планете, чтобы была возможность грамотно описать заданную для исследования территорию. Все эти материалы можно просмотреть, сохранить, распечатать, обменяться и тем самым создавать библиотеку разных территорий Земли и их историй развития. Все эти истории отображаются в специальном разделе «История». Рис. «Комментарии»Рис. «История»Данную заготовку можно использовать, как и предыдущие - для составления Справочника, а также использовать для решения проектных и диагностических задач в курсе географии. Приведем пример такой задачи.Задача «Восстановление геологического прошлого Земли»Цель задачи: Эта задача диагностирует освоение способа реконструировать древние ландшафты Земли: определение геологической основы территории (суша, океан); восстановление физико-химических условий обитания, климата, обитателей моря и суши. Может быть дана учащимся в конце 7 класса.Замысел: Данная задача включает в себя несколько заданий, которые в свою очередь диагностируют, используют или нет учащиеся необходимые средства.. Для его выполнения учащиеся должны применить в скрытом виде все известные им средства реконструирования. Если дети воспользуются не всеми или воспользуются неправильно, то задание будет выполнено ошибочно. Последующие задания обнаруживают имеющиеся средства (палеогеографический, стратиграфический методы и др.), после решения которых, учащийся возвращается или не возвращается к первому заданию, и при необходимости корректирует или некорректирует свой результат. Задача рассчитана на 45 минут.Что диагностируется: Итак, чтобы реконструировать геологическую историю Земли учащийся должен определить:Тип земной коры, лежащий в основе территории (фациальный метод);Возраст горных пород (палеонтологический метод);Физико-географические условия территории (климат, соленость океана, живые организмы) (фациальный анализ).Использовать:Тектонические структуры Земли и формы залегания горных пород;Формы рельефа и способы их образования При составлении задачи учитывалось, что подобная реконструкция включает три аспекта: моделирование, картирование, анализ и оценка полученных данных.Критерии оценки и фиксация результатов: Предполагается оценка решения задачи целиком (все задания вместе):1) Умение устанавливать причинно-следственные связи между тектоническим, геологическим строением территории, рельефом, климатом и живыми организмами - 3 балла;2) Уровень использования различных средств реконструкции геологического прошлого:читать палеогеографические карты - 1 балл;использование стратиграфического метода - 1 балл;умение читать и строить профиль - 1 балл;использование палеонтологического метода - 1 балл3) Умение использовать несколько средств одновременно - 1 балл4) Осуществление возвратных действий в ходе решение всей задачи - 2 балла (1 балл единичные, незначительные)5) Умение работать с текстами, вычитывать из них нужную информацию - 1 балл;6) Умение на основе разных источников создавать свой письменный текст под конкретное задание - 1 баллМожно считать, что учащийся освоил способ реконструирования, если набрал от 6 до 8 баллов по 1-3 пунктам критериев.Текст задачи: Ученые на основе полевых исследований восстановили геологическую историю формирования отдельной территории и изобразили эту историю в виде схемы, которая была изображена на отдельных листочках. Однако по приезду из экспедиции в связи с тем, что листочки не успели подписать, они перемешались. Во избежание дальнейших потерь, была составлена электронная таблица с перечнем этапов развития природы. Помоги восстановить схему. Из перечня выбери последовательно этапы и подбери к ним соответствующие изображения.Комментарий:Учащиеся должны, используя причинно-следственные связи, а также ряд методов полевых исследований (стратиграфический, палеонтологический, фациальный методы), умение работать с геохронологической таблицей, восстановить историю развития отдельной территории. Возможно, сразу у них могут возникнуть трудности, задача может быть решена не полностью. Интересно, учащиеся до последнего будут решать эту задачу или «бросят» ее и перейдут к специальным заданиям. Интересно также, внесут ли учащиеся свои исправления или смогут доделать задачу после выполнения заданий 1-3. Задание 1. Учащиеся 7 класса получили задание попробовать тоже восстановить геологическое прошлое отдельной территории. Для выполнения этого задания детям предложили использовать следующие «помощники»: палеогеографические карты разных периодов развития Земли, современную тектоническую карту, фациальную и стратигр
Комментариев нет:
Отправить комментарий